Котлер: Позиционирование как часть маркетинговой стратегии
Сегментация. Разделение большого рынка на четко определенные группы потребителей со схожими потребностями, характеристиками или поведением.
Таргетинг. Оценка привлекательности каждого выявленного сегмента и выбор одного или нескольких для обслуживания.
Позиционирование. Создание образа бренда или продукта в сознании целевого потребителя, который отличает его от конкурентов и передает уникальную ценность.
Котлер рассматривал позиционирование как завершение тройки STP: Segmentation → Targeting → Positioning.
Позиционирование на определенной аудитории — стратегия, основанная на преимуществах, которые важны для целевой аудитории, а не на общих характеристиках для всех предложений на рынке
Фокус на сегменте, а не на продукте.
Компания стремится ассоциировать свой продукт с конкретной аудиторией, при этом выделяет особенности, которые важны именно для этой группы.
Позиционирование на выгоде — стратегия, основанная на подчеркивании пользы, которую получит клиент от продукта или услуги.
Выгода может быть:
Рациональной — в качестве, безопасности или технических характеристиках.
Эмоциональной — в чувствах, которые получит потребитель во время использования продукта.
Позиционирование по атрибуту — стратегия, которая основана на уникальных характеристиках, особенностях продукта.
В центре внимания — конкретные свойства товара, которые отличают его от конкурентов.
Атрибуты могут быть разными: от функциональных аспектов (качество, надежность и инновационность) до эмоциональных факторов (престиж, ассоциации с образом жизни и др).
Успех достигается тогда, когда компания выбирает одну стратегию и последовательно еЕ удерживает, не пытаясь быть всем для всех.
STP-маркетинг предполагает три ключевых этапа: сегментирование, таргетинг, позиционирование
По Котлеру, позиционирование — это создание уникального образа продукта в сознании потребителя. Компания создает ассоциации, через которые раскрывает свойства и характеристики товаров, показывает, какие проблемы клиентов они решают.
Котлер предупреждает о поверхностном позиционировании — товары утрачивают в глазах потребителей какую-либо определенную позицию. Также не рекомендуется:
Однобокое позиционирование — позиция компании создает у целевых потребителей слишком узкое представление товарах.
Неоднозначное позиционирование — у потребителей создается путанное представление о товарах.